В 1987 году с конвейера Волжского автозавода в Тольятти сходит первый автомобиль ВАЗ 2109 (Спутник/Lada Samara) - 5-дверная
версия ВАЗ 2108. Очередная переднеприводная новинка отечественного автопрома обладает менее экспрессивной, чем у "восьмерки", внешностью, оснащается 5-ступенчатой механической коробкой передач, впервые в серийном производстве применено окрашивание кузова металлизированными эмалями.
Наиболее удачной модификацией "девятки" стал ВАЗ 21093 90-х годов. В связи с унификацией с
моделью ВАЗ 21099 в 1990 году был проведен рестайлинг, в результате которого исчезла пластиковая панель передка, и удлинилось переднее крыло.
В зависимости от комплектации ("стандарт", "норма" и "люкс") интерьер ВАЗ 2109 может выглядеть простым, практичным или с элементами престижности, панель приборов - с тахометром и маршрутным компьютером. В качестве дополнительных удобств - электрические стеклоподъемники и управление водителем электроблокировкой дверей. При незакрытых дверях, не пристегнутых ремнях, оставленном в замке зажигания ключе и неисправности отдельных узлов бортовая система контроля подает сигнал.
Отсутствие в модельном ряде семейства Самара переднеприводных универсалов позволило хетчбэку ВАЗ 2109 стать функциональным семейным автомобилем, предназначенным как для городской езды, так и для загородных и хозяйственных поездок. Габариты ВАЗ 2109 (4006 х 1650 х 1402 мм) рассчитаны на перевозку 4 пассажиров с водителем. При сложенном заднем ряде сидений автомобиль трансформируется в грузопассажирский вариант с багажным отсеком 600 л. Гамма бензиновых двигателей поперечного расположения, удачная конструкция шасси, увеличенный дорожный просвет, надежный рулевой механизм, передняя подвеска McPherson обеспечивают динамику, управляемость и устойчивость на различных дорожных покрытиях.
Ориентированный на семейного потребителя, ВАЗ 2109 предоставляет обширные возможности и для тюнинга - изменения внешнего облика автомобиля, а также модернизации узлов и агрегатов с целью улучшения спортивных и эстетических характеристик.
В зависимости от объема и типа 4-цилиндрового 8-клапанного двигателя (карбюраторный, впрысковый) модификации ВАЗ 2109 носят соответствующий индекс: 21091 - 1,1л/54 л.с., 21090 - 1,3л/64 л.с., 21093 - 1,5л/68 л.с., 21093-20 - инжекторный 1,5л/72 и 78 л.с. ВАЗ 2109-90 оснащен компактным, но мощным роторно-поршневым двигателем Ванкеля, разработанным специальным конструкторским бюро Волжского автозавода.
В конце 2001 года АВТОВАЗ начал производство рестайлинговой модели "девятки" -
ВАЗ 2114. Сборка снятой с производства в 2004 году ВАЗ 21093 продолжилась на заводе "РосЛада" (г. Сызрань), тогда же был начат выпуск автомобилей ВАЗ 21093 по методу полномасштабного производства на ЗАО "Запорожский автомобилестроительный завод" (Украина).